несладкая правда Аркадия Мацанова
Двадцать первому тому собрания сочинений Аркадия Мацанова, подаренному мне автором, досталась редкостная, по нынешним временам, суперобложка. Собираясь почитать книгу в дороге, на выходе из подземного перехода через Буденновский я не избежал встречи с распространителем партийной прессы. Получив полноформатную «Правду», видимо отпечатанную по случаю выборов, я отправил газету в сумку, а потом обернул черно-красной страницей увесистый мацановский сборник. Привычка бережно относиться к книжкам и, по возможности, не калечить их при чтении в походных условиях во мне неискоренима. Так слово «Правда», местами дискредитированное его многочисленными безжалостными эксплуататорами, попало на обложку и оказалось там, что называется, на своём месте.
Многие герои произведений Аркадия Мацанова, составивших этот том, болезненно переживают мутацию коммунистической идеологии и перелом времён. Они — родом из нашего недалёкого прошлого, которое незаметно и стремительно, как сахар в стакане с чаем, растворяется в новых технологиях, оцифровывается день за днём. Но незримая связь времён остаётся, выстраивая силовые линии магнитного поля человеческой судьбы.
Хотя автор и признаётся в отсутствии конкретных стопроцентных прототипов, персонажи Аркадия Мацанова пронзительно реальны, а сюжеты узнаваемы до боли, будь-то будни филармонии, или медицинского института.
Собирательный образ времени складывается пугающе правдивым. И правда эта оказывается несладкой. Авторские диагнозы сформулированы с медицинской точностью и вложены в уста героев, проживающих свою жизнь на этих страницах. Рассуждающих, к примеру, об утечке мозгов. «Совсем не обязательно, чтобы мозги утекали куда-то за рубеж. Разве это дело, что у нас в фирме таксуют человек двадцать с высшим образованием. Педагоги, инженеры, юристы, врачи…» Или о любви… «Любовь как болезнь. Если выздоровел и выработались антитела, будешь жить, но эти антитела никогда не дадут тебе влюбиться с такой же силой, как прежде. Ты никогда больше не испытаешь того потрясающего ощущения эйфории, фантастического волнения, эмоциональных всплесков и переживаний…»
И только в финале сборника автор, иронично называясь графоманом, позволяет себе дать несколько советов коллегам от первого лица.
«Не стремитесь вступать в союз писателей. Там собрались люди, которые чёрной завистью будут завидовать вашим успехам…
Членами союза писателей в разное время были и безграмотные Джамбул Джабаев и Сулейман Стальский. Из этого союза был исключён Михаил Зощенко, а Михаилу Булгакову, должно быть, и в голову не приходило вступить в этот союз! Это не помешало ему написать выдающиеся произведения! А сколько было писателей до того, как ввели это правило объединять по природе своей не объединяемых творческих людей! Во всём мире нет никаких союзов писателей, и ничего. Живут как-то. Творят. И неплохо пишут!
Лучше уж быть честным с другими и требовать честности по отношению к себе, потому что, как сказал кто-то, честность – атрибут свободы. А свобода дорогого стоит. Не стоит её разменивать на ерунду».
А если это резюме покажется вам очевидным до банальности, попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы говорили или писали правду.